№ 2 (76) 2017
СОДЕРЖАНИЕ
События
В. Березин (Москва). Источниковедение в стенах Московской консерватории (с.1–2)
Обзор научной конференции по проблемам музыкального источниковедения, состоявшейся в Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского в апреле 2017 года.
Ключевые слова: музыкознание, источниковедение, Московская консерватория.
М. Гирфанова (Казань). Музыковедческая конференция в Казани (с. 3–5)
Обзор Международной научно-практической конференции «Музыкальная культура XVII–XVIII веков и современность», состоявшейся 30 марта 2017 года в Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова.
Ключевые слова: Казанская консерватория; музыкознание; конференция; музыка XVII–XVIII веков.
Оперные секреты
П. Луцкер (Москва). Eudossa vs. Atenaide: о происхождении либретто Дж. Бонекки
«Евдоксия венчанная» (с. 6–11)
Последнее либретто Дж. Бонекки негласно считалось самым удачным и оригинальным его сочинением, вдохновленным образом императрицы Елизаветы Петровны и событиями византийской истории, в которых русское государство видело свои корни. Хотя сам автор в качестве источников назвал лишь византийских летописцев, само построение сюжета, образы и взаимоотношения действующих лиц и даже многие фрагменты текста были заимствованы им из либретто Апостоло Дзено «Афинаида» (1709). И хотя из-за ряда изменений, внесенных во взятый за основу текст с целью приспособить его к новой обстановке, «Евдоксию венчанную» в строгом смысле нельзя назвать полным плагиатом драмы Дзено, она тем не менее не может в полной мере считаться оригинальным сочинением Дж. Бонекки.
Ключевые слова: «Евдоксия венчанная»; «Афинаида»; Дж. Бонекки; А. Дзено; либретто, опера-сериа.
Барочные мотивы
С. Никифоров (Москва). Телеман и Гендель: цветы полувековой дружбы (с. 12–18)
В статье затрагивается история взаимоотношений Г. Ф. Телемана (1681–1767) и Г. Ф. Генделя (1685–1757). При жизни они виделись лишь несколько раз в первые десятилетия XVIII века, но даже в зрелые годы не прекращали общение, о чем свидетельствует их переписка композиторов, а также и интерес к творчеству друг друга. И если Телеман в Гамбурге неоднократно руководил исполнением опер Генделя, то Гендель, будучи одним из подписчиков «Застольной музыки» Телемана, творчески воспринял отдельные музыкальные идеи из этого телемановского опуса, использовав их в собственном творчестве. В качестве приложения к статье впервые на русском языке публикуются два сохранившихся письма Генделя, адресованных Телеману.
Ключевые слова: Г. Ф. Телеман; Г. Ф. Гендель; «Застольная музыка»; музыкальные заимствования; письма.
Исторические экскурсы
М. Резниченко (Москва). К вопросу о творческой деятельности Томаса Луиса де Виктории
в контексте реформы религиозной музыки в Риме второй половины XVI столетия (с. 19–25)
Идея о необходимости пересмотра и обновления репертуара полифонической музыки, исполняемой во время богослужений, оказала значительное влияние на творчество композиторов, работавших в Риме во второй половине XVI века. Одним из них был испанец Томас Луис де Виктория, который в первой половине 1580-х годов опубликовал несколько книг своей полифонической музыки. Инициатором создания этих книг, по мнению автора статьи, являлся папа Григорий XIII. В работе также анализируются стилевые особенности сочинений Т.Л де Виктории и их соответствие новым требованиям к богослужебной музыке, характерным для пост-Тридентской эпохи.
Ключевые слова: Т. Л. де Виктория; контрреформация; богослужебная музыка; ренессансная полифония.
П. Подмазова (Москва). Родольф Крейцер и его скрипичные концерты (с. 26–29)
Статья посвящена Родольфу Крейцеру – одному из ярчайших представителей французского скрипичного искусства конца XVIII – начала XIX веков. Автор уделяет внимание исполнительской, педагогической и общественной деятельности Крейцера, а также дает краткий анализ его скрипичных концертов.
Ключевые слова: Р. Крейцер; Дж. Б. Виотти; французское скрипичное искусство; Парижская консерватория; скрипичный концерт.
Книги
В. Антипов (Москва). Новое об инструментальных жанрах эпохи барокко (с. 30–31)
Рецензия на книгу Ю. С. Бочарова «Жанры инструментальной музыки эпохи барокко» (М.: НИЦ «Московская консерватория», 2016).
Ключевые слова: эпоха барокко; инструментальная музыка; музыкальный жанр.
Аннотации и ключевые слова научных статей (с. 32)