Текущий номер

№ 2 (76) 2017

 

СОДЕРЖАНИЕ

События

В. Березин (Москва). Источниковедение в стенах Московской консерватории (с.1–2)

Обзор научной конференции по проблемам музыкального источниковедения, состоявшейся в Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского в апреле 2017 года.

Ключевые слова: музыкознание, источниковедение, Московская консерватория.

 

М. Гирфанова (Казань). Музыковедческая конференция в Казани (с. 3–5)

Обзор Международной научно-практической конференции «Музыкальная культура XVII–XVIII веков и современность», состоявшейся 30 марта 2017 года в Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова.

Ключевые слова: Казанская консерватория; музыкознание; конференция; музыка XVII–XVIII веков.

 

Оперные секреты

П. Луцкер (Москва). Eudossa vs. Atenaide: о происхождении либретто Дж. Бонекки

«Евдоксия венчанная» (с. 6–11)

Последнее либретто Дж. Бонекки негласно считалось самым удачным и оригинальным его сочинением, вдохновленным образом императрицы Елизаветы Петровны и событиями византийской истории, в которых русское государство видело свои корни. Хотя сам автор в качестве источников назвал лишь византийских летописцев, само построение сюжета, образы и взаимоотношения действующих лиц и даже многие фрагменты текста были заимствованы им из либретто Апостоло Дзено «Афинаида» (1709). И хотя из-за ряда изменений, внесенных во взятый за основу текст с целью приспособить его к новой обстановке, «Евдоксию венчанную» в строгом смысле нельзя назвать полным плагиатом драмы Дзено, она тем не менее не может в полной мере считаться оригинальным сочинением Дж. Бонекки.

Ключевые слова: «Евдоксия венчанная»; «Афинаида»; Дж. Бонекки; А. Дзено; либретто, опера-сериа.

 

Барочные мотивы

С. Никифоров (Москва). Телеман и Гендель: цветы полувековой дружбы (с. 12–18)

В статье затрагивается история взаимоотношений Г. Ф. Телемана (1681–1767) и Г. Ф. Генделя (1685–1757). При жизни они виделись лишь несколько раз в первые десятилетия XVIII века, но даже в зрелые годы не прекращали общение, о чем свидетельствует их переписка композиторов, а также и интерес к творчеству друг друга. И если Телеман в Гамбурге неоднократно руководил исполнением опер Генделя, то Гендель, будучи одним из подписчиков «Застольной музыки» Телемана, творчески воспринял отдельные музыкальные идеи из этого телемановского опуса, использовав их в собственном творчестве. В качестве приложения к статье впервые на русском языке публикуются два сохранившихся письма Генделя, адресованных Телеману.

Ключевые слова: Г. Ф. Телеман; Г. Ф. Гендель; «Застольная музыка»; музыкальные заимствования; письма.

 

Исторические экскурсы

М. Резниченко (Москва). К вопросу о творческой деятельности Томаса Луиса де Виктории

в контексте реформы религиозной музыки в Риме второй половины XVI столетия (с. 19–25)

Идея о необходимости пересмотра и обновления репертуара полифонической музыки, исполняемой во время богослужений, оказала значительное влияние на творчество композиторов, работавших в Риме во второй половине XVI века. Одним из них был испанец Томас Луис де Виктория, который в первой половине 1580-х годов опубликовал несколько книг своей полифонической музыки. Инициатором создания этих книг, по мнению автора статьи, являлся папа Григорий XIII. В работе также анализируются стилевые особенности сочинений Т.Л де Виктории и их соответствие новым требованиям к богослужебной музыке, характерным для пост-Тридентской эпохи.

Ключевые слова: Т. Л. де Виктория; контрреформация; богослужебная музыка; ренессансная полифония.

 

П. Подмазова (Москва). Родольф Крейцер и его скрипичные концерты (с. 26–29)

Статья посвящена Родольфу Крейцеру – одному из ярчайших представителей французского скрипичного искусства конца XVIII – начала XIX веков. Автор уделяет внимание исполнительской, педагогической и общественной деятельности Крейцера, а также дает краткий анализ его скрипичных концертов.

Ключевые слова: Р. Крейцер; Дж. Б. Виотти; французское скрипичное искусство; Парижская консерватория; скрипичный концерт.

 

Книги

В. Антипов (Москва). Новое об инструментальных жанрах эпохи барокко (с. 30–31)

Рецензия на книгу Ю. С. Бочарова «Жанры инструментальной музыки эпохи барокко» (М.: НИЦ «Московская консерватория», 2016).

Ключевые слова: эпоха барокко; инструментальная музыка; музыкальный жанр.

 

Аннотации и ключевые слова научных статей (с. 32)