Аннотации и ключевые слова научных статей

Старинная музыка № 2 (76) 2017

В. Березин (Москва). Источниковедение в стенах Московской консерватории

Обзор научной конференции по проблемам музыкального источниковедения, состоявшейся в Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского в апреле 2017 года.

Ключевые слова: музыкознание, источниковедение, Московская консерватория.

 

М. Гирфанова (Казань). Музыковедческая конференция в Казани

Обзор Международной научно-практической конференции «Музыкальная культура XVII–XVIII веков и современность», состоявшейся 30 марта 2017 года в Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова.

Ключевые слова: Казанская консерватория; музыкознание; конференция; музыка XVII–XVIII веков.

 

П. Луцкер (Москва). Eudossa vs. Atenaide: о происхождении либретто Дж. Бонекки «Евдоксия венчанная»

Последнее либретто Дж. Бонекки негласно считалось самым удачным и оригинальным его сочинением, вдохновленным образом императрицы Елизаветы Петровны и событиями византийской истории, в которых русское государство видело свои корни. Хотя сам автор в качестве источников назвал лишь византийских летописцев, само построение сюжета, образы и взаимоотношения действующих лиц и даже многие фрагменты текста были заимствованы им из либретто Апостоло Дзено «Афинаида» (1709). И хотя из-за ряда изменений, внесенных во взятый за основу текст с целью приспособить его к новой обстановке, «Евдоксию венчанную» в строгом смысле нельзя назвать полным плагиатом драмы Дзено, она тем не менее не может в полной мере считаться оригинальным сочинением Дж. Бонекки.

Ключевые слова: «Евдоксия венчанная»; «Афинаида»; Дж. Бонекки; А. Дзено; либретто, опера-сериа.

 

С. Никифоров (Москва). Телеман и Гендель: цветы полувековой дружбы

В статье затрагивается история взаимоотношений Г. Ф. Телемана (1681–1767) и Г. Ф. Генделя (1685–1757). При жизни они виделись лишь несколько раз в первые десятилетия XVIII века, но даже в зрелые годы не прекращали общение, о чем свидетельствует их переписка композиторов, а также и интерес к творчеству друг друга. И если Телеман в Гамбурге неоднократно руководил исполнением опер Генделя, то Гендель, будучи одним из подписчиков «Застольной музыки» Телемана, творчески воспринял отдельные музыкальные идеи из этого телемановского опуса, использовав их в собственном творчестве. В качестве приложения к статье впервые на русском языке публикуются два сохранившихся письма Генделя, адресованных Телеману.

Ключевые слова: Г. Ф. Телеман; Г. Ф. Гендель; «Застольная музыка»; музыкальные заимствования; письма.

 

М. Резниченко (Москва). К вопросу о творческой деятельности Томаса Луиса де Виктории в контексте реформы религиозной музыки в Риме второй половины XVI столетия

Идея о необходимости пересмотра и обновления репертуара полифонической музыки, исполняемой во время богослужений, оказала значительное влияние на творчество композиторов, работавших в Риме во второй половине XVI века. Одним из них был испанец Томас Луис де Виктория, который в первой половине 1580-х годов опубликовал несколько книг своей полифонической музыки. Инициатором создания этих книг, по мнению автора статьи, являлся папа Григорий XIII. В работе также анализируются стилевые особенности сочинений Т.Л де Виктории и их соответствие новым требованиям к богослужебной музыке, характерным для пост-Тридентской эпохи.

Ключевые слова: Т. Л. де Виктория; контрреформация; богослужебная музыка; ренессансная полифония.

 

П. Подмазова (Москва). Родольф Крейцер и его скрипичные концерты

Статья посвящена Родольфу Крейцеру – одному из ярчайших представителей французского скрипичного искусства конца XVIII – начала XIX веков. Автор уделяет внимание исполнительской, педагогической и общественной деятельности Крейцера, а также дает краткий анализ его скрипичных концертов.

Ключевые слова: Р. Крейцер; Дж. Б. Виотти; французское скрипичное искусство; Парижская консерватория; скрипичный концерт.

 

В. Антипов (Москва). Новое об инструментальных жанрах эпохи барокко

Рецензия на книгу Ю. С. Бочарова «Жанры инструментальной музыки эпохи барокко» (М.: НИЦ «Московская консерватория», 2016).

Ключевые слова: эпоха барокко; инструментальная музыка; музыкальный жанр.

 

Старинная музыка № 1 (75) 2017

Н. Наумова (Казань). Степени в музыке в университетах Кембриджа и Оксфорда (вторая половина XV – начало XVII века)

В статье рассматривается институт степеней в музыке, учрежденный во второй половине XV века английскими университетами Кембриджа и Оксфорда. Раскрываются обстоятельства получения первых степеней доктора и бакалавра музыки, прослеживаются изменения требований к кандидатам в период с 1462 по 1636 год, определяется степень соответствия этих требований музыке как университетской дисциплине. К статье прилагается список бакалавров и докторов музыки Кембриджа и Оксфорда, многие из которых – известные английские музыканты эпохи Возрождения.

Ключевые слова: бакалавр музыки; доктор музыки; Оксфорд; Кембридж; английская духовная музыка.

 

Ю. Москвина (Москва). Из истории Штутгартской придворной капеллы

Статья посвящена истории Штутгартской придворной капеллы XVI – начала XVII века. Рассматриваются особенности придворной музыки в Германии того времени. Даны небольшие творческие портреты наиболее крупных композиторов и музыкальных деятелей, работавших в капелле, в том числе представителей двух больших музыкальных династий – Гуаюль и Фробергер.

Ключевые слова: Штутгарт; капелла; придворная музыка; Зигмунд Хеммель; Людвиг Дазер; Бальдуин Гуаюль; Леонхард Лехнер; Базилиус Фробергер; Лукас Озиандер.

 

И. Романов (Ижевск). Иоганн Себастьян Бах и Иоганн Готфрид Вальтер: из истории творческого взаимодействия

В статье рассматриваются различные аспекты творческого взаимодействия Иоганна Себастьяна Баха и Иоганна Готфрида Вальтера. Обсуждается вопрос о степени родства Баха и Вальтера, рассказывается об истории их знакомства и дружбы, характеризуются отдельные произведения обоих композиторов, в которых можно обнаружить взаимные влияния. По мнению автора, во многом благодаря творческому общению с Вальтером Бах стал тем великим композитором, которым мы его знаем.

Ключевые слова: И. С. Бах; И. Г. Вальтер; каноны; органные концерты-переложения; хоральные обработки; «Музыкальный лексикон».

 

А. Панов, И. Розанов (Санкт-Петербург). Феноменология vs концептуализация: о терминосистеме исторически информированного исполнительства

В статье рассматриваются проблемы, связанные с отсутствием единой терминосистемы в области старинной музыки. Приводятся примеры ошибочной интерпретации содержания исторических документов, обусловленной недостатками современной музыковедческой терминологии. Сделан вывод, что вопрос имеет не только академическое, но и практическое значение, поскольку музыканты-практики, получившие заведомо ложные теоретические инструкции, переходят от исторически информированного к исторически дезинформированному исполнительству.

Ключевые слова: барокко; исторически информированное исполнительство; терминология; историческое музыкознание; интерпретация.

 

Н. Брагинская (Санкт-Петербург). «Exegi monumentum…», или Стравинский в диалоге с Джезуальдо

Статья представляет позднее сочинение Игоря Стравинского – инструментальную обработку трех мадригалов итальянского композитора Позднего Возрождения Джезуальдо ди Веноза в аспекте парадоксальной адаптации композитором ХХ века принципов письма, характерных для мадригального стиля seconda prattica.

Ключевые слова: Джезуальдо; Стравинский; мадригал; Monumentum pro Gesualdo di Venosa; инструментовка; рекомпозиция.

 

Старинная музыка № 4 (74) 2016

А. Недоспасова (Новосибирск). О вкладе Петра Великого в развитие отечественной инструментальной музыки

В статье освещена деятельность Петра I, направленная на развитие в России инструментальной музыки, представлены сведения о формировании военных ансамблей, музицировании при дворе, в городском быту. Появление пленных шведских музыкантов в России в ходе Северной войны ускорили процесс освоения европейских музыкальных традиций. Один из них, Густав Блидстрём создал музыкальную рукопись, известную ныне как «Тобольский манускрипт». Этот уникальный памятник сохранил произведения, звучавшие в Сибири в первой половине XVIII века.

Ключевые слова: Петр Великий; русская инструментальная музыка; военная музыка; Густав Блидстрём; «Тобольский манускрипт».

 

Ю. Бочаров (Москва). Английские сюиты И.С.Баха: страницы истории

Английские сюиты – одно из наиболее известных и репертуарных собраний клавирной музыки И. С. Баха. Тем не менее эти баховские сочинения вызывают немало вопросов. В частности, до сих пор в музыкознании нет единого мнения о том, где и когда они были написаны. Автор статьи предлагает собственную версию хронологии событий, согласно которой замысел Английских сюит и создание музыки большей их части относятся к Кётенскому периоду (не ранее 1719-го и не позднее начала 1722 года), а завершение этого собрания как единого опуса в привычном для нас составе приходится на конец 1723 – начало 1724 года.

Ключевые слова: И. С. Бах; Английские сюиты; рукописные копии; датировка; Веймарский и Кётенский периоды.

 

Е. Вязкова (Москва). Ошибка И.С. Баха или А. Швейцера? (О роли дуэтов в «Сlavierübung III»)

Статья посвящена Третьей части «Клавирных упражнений»  одному из поздних сочинений И. С. Баха, вокруг которого не прекращаются дискуссии. До сих пор не ясна причина включения в него клавирных дуэтов. Автор статьи объясняет необходимость их присутствия для воплощения единой концепции этого грандиозного циклического произведения.

Ключевые слова: И. С. Бах; «Клавирные упражнения»; дуэты; сборники пьес и циклы.

 

Г. Петрова (Санкт-Петербург). Камерные утра в Петришуле: полемика (по страницам Sankt-Petersburgische Zeitung, 1847–1848 гг.)

В статье рассматривается история первых публичных камерных собраний в Санкт-Петербурге, организованных скрипачом А. Вьетаном, виолончелистом И. Б. Гроссом и другими музыкантами. Анализируется репертуарная политика, позволявшая решать новые исполнительские задачи, задаваться вопросами музыкальной эстетики. Автор подчеркивает, что данные камерные собрания послужили базой для создания корпорации музыкального сообщества, не регламентированного рамками церковного календаря, нуждами Дирекции Императорских театров или салона и ориентированного исключительно на сферу музыкального искусства.

Ключевые слова: А. Вьетан; И. Б. Гросс; публичные камерные собрания; репертуар; музыкальная критика.

 

А. Сырейщикова (Москва). О русском ангажементе Берлиоза: из архивов Русского музыкального общества

Статья посвящена истории подготовки гастрольной поездки Гектора Берлиоза в Петербург в 1867 году. Приводятся и анализируются ранее неопубликованные материалы, касающиеся ангажемента Берлиоза, хранящиеся в архивах Русского музыкального общества (ЦГИА СПб). Восстанавливается хронология событий, приводятся датировка, перевод на русский язык и комментарии различных писем, телеграмм и других архивных документов. Освещается процесс составления программ петербургских концертов под управлением Берлиоза в сезоне 1867–1868 годов. Приводятся предварительный и итоговый вариант этих программ, составленных на основе переписки и архивных материалов фонда Балакирева (РНБ). В приложении впервые публикуется перевод на русский язык ранее неизвестного первого письма В. Кологривова к Берлиозу, а также ответного письма французского композитора.

Ключевые слова: Гектор Берлиоз; Русское музыкальное общество; великая княгиня Елена Павловна; Василий Кологривов; гастроли; письма; архивы.

 

Старинная музыка № 3 (73) 2016

В. Березин. Двадцать четыре скрипки короля – «нет ничего более восхитительного или величественного!»

Двадцать четыре скрипки короля – самый известный европейский оркестр эпохи барокко. В статье систематизирована информация о его формировании, составе и предназначении, а также повседневной деятельности и условиях службы музыкантов.

Ключевые слова: Двадцать четыре скрипки; музыка французского барокко; старинные скрипки; повседневная жизнь музыкантов; история оркестровки.

 

А. Дворницкая. Аббат Фоглер и мангеймская музыкальная традиция (с. 14–19)

Статья посвящена связи известного композитора и музыкального теоретика XVIII века Г. Й. Фоглера с музыкальной культурой Мангейма. Характеризуя особенности мангеймской музыкальной традиции (в том числе симфонизма, оперного творчества, церковной музыки), автор опирается на материал аутентичных источников (в том числе музыкальных трактатов и эпистолярного наследия). Также затрагивается дискуссионный вопрос о принадлежности Фоглера к мангеймской композиторской школе.

Ключевые слова: Г. Й. Фоглер; Мангеймская школа; предклассическая симфония; немецкая опера XVIII века.

 

И. Сусидко (Москва). «Милосердие Тита» К. В. Глюка (1752): в преддверии венских триумфов

Статья посвящена опере К. В. Глюка «Милосердие Тита», написанной в 1752 году для неаполитанского театра Сан Карло. Она стала последней работой композитора перед его переездом в Вену. Рассмотрены некоторые стилистические и композиционные особенности этого сочинения, позволяющие поставить вопрос о соотношении итальянских опер-сериа Глюка и его реформаторского наследия. Особое внимание уделено центральной партии Секста, написанной в расчете на искусство знаменитого кастрата Каффарелли. В статье сделан вывод о том, что гений композитора в рамках итальянской оперы проявлялся в первую очередь в сфере не драмы, но музыки.

Ключевые слова: предреформаторские оперы К. В. Глюка, «Милосердие Тита»; итальянская опера-сериа; П. Метастазио; глюковские заимствования.

 

Н. Пилипенко (Москва). Судьба оперного наследия Франца Шуберта

Прижизненная и посмертная судьба шубертовского оперного наследия печальна. Автор одиннадцати законченных сочинений для музыкального театра, Шуберт смог увидеть на сцене только три из них. Однако и после смерти композитора оперы оказались наименее востребованной частью его наследия. В статье рассказано об их непростом пути к слушателю и зрителю.

Ключевые слова: Франц Шуберт; опера; австрийский музыкальный театр.

 

Старинная музыка № 2 (72) 2016

М. Долгушина. У истоков женского композиторского творчества в России

В статье обобщены сведения о первых в истории России женщинах-композиторах – Н.И. Куракиной, З.А. Волконской, Л.А. Горчаковой. Систематизированы данные об их жизни и творчестве, показана связь их деятельности с традициями русского просвещенного дилетантизма. В основе фактологической информации – сведения из архивных и старопечатных материалов.

Ключевые слова: Н.И. Куракина; З.А. Волконская; Л.А. Горчакова; русская музыка; романс.

 

Ю. Бочаров. К вопросу о жанровых наименованиях инструментальных сочинений XVII – первой половины XVIII века

В статье рассматриваются особенности использования жанровых наименований в инструментальной музыке эпохи барокко. При этом автор отмечает несовпадение современного и аутентичного значений ряда известных наименований (в том числе таких, как «соната», «симфония», «сюита», «партита» и др.), а также обращает внимание на то, что они не просто отличались многозначностью, но при этом совершенно необязательно были однозначно привязаны к тому или иному конкретному жанру.

Ключевые слова: инструментальная музыка; барокко; музыкальные жанры; жанровые наименования.

 

Л. Пылаева. О роли семантики тональностей в музыке французских сценических танцев XVII – первой половины XVIII века

В статье рассматриваются выразительные возможности ладов и тональностей в музыке сценических танцев с пением, созданных французскими композиторами XVII – первой половины XVIII века. Акцентируется значительная роль тональной семантики, определяющей выбор главной тональности танца, а также активно воздействующей на организацию тонального плана музыкальной формы. Представлены оригинальные образцы, демонстрирующие разнообразие их соотношений в рамках двухчастной композиционной схемы. Тонально-гармонические процессы в музыке danses chantées Ж.Б. Люлли и других мастеров французского барокко анализируются с учетом характерных для барокко тесных связей музыкального искусства с теорией аффектов и риторикой.

Ключевые слова: французское барокко; сценический танец; танец с пением (danse chantée), музыкальная риторика; теория музыкальных ладов; семантика тональностей.

 

А. Лебедева-Емелина. Малороссийская пляска на придворном балу (к публикации партитуры «На бережку у ставка» О. А. Козловского)

Вступительная статья к публикации оркестровой партитуры обработки О.А. Козловским малороссийской песни «На бережку у ставка» для хора и оркестра, впервые исполненной 225 лет тому назад на знаменитом празднестве, устроенном князем Потемкиным в Петербурге 28 апреля 1791 года по случаю взятия турецкой крепости Измаил. В статье рассматривается история создания этого сочинения, а также публикаций его музыки и текста.

Ключевые слова: Козловский; князь Потемкин; малороссийская пляска; гопак.

 

Старинная музыка № 1 (71) 2016

Е. Назарова. Венский придворный капельмейстер Иоганн Генрих Шмельцер и его истинные заслуги перед историей музыки

В обширной литературе об Иоганне Генрихе Шмельцере основное внимание уделяется внешним жизненным обстоятельствам, в то время как его творчество рассматривается довольно поверхностно. В результате возникает немало сомнительных утверждений, в т. ч. о создании «австрийского» типа барочной сонаты, «арии» как нового типа инструментальной пьесы, влиянии на церковную сонату жанра сюиты и т. д. На основе собственного опыта изучения творчества Шмельцера автор выделят две сферы, в которых индивидуальность мастера раскрылась особенно ярко и полно: балетную музыку и сонаты для скрипки с basso continuo.

Ключевые слова: Иоганн Генрих Шмельцер; инструментальная музыка барокко; соната; сюита; балет; Венская придворная капелла.

 

А. Панов, И. Розанов. Строй хора несогласный: старинные музыканты о «душе музыки»

Что такое душа музыки? Этим вопросом задавались многие старинные музыканты. Предпринятое исследование показывает, что единой точки зрения на сей счет в Европе середины XVII – начала XIX века не существовало.

Ключевые слова: душа музыки; такт; выразительность; вкус.

 

Ю. Москвина. «Susanne un jour» О. Лассо и Б. Гуаюля: жанровые и тематические пересечения

Статья посвящена жанровым и тематическим «метаморфозам» в творчестве Орландо Лассо и его ученика, немецкого композитора фламандского происхождения Бальдуина Гуаюля. Рассматривается феномен «немецкой школы Лассо», характеризуется творческий облик Бальдуина Гуаюля как одного из ярких ее представителей. Поставлена проблема тематических пересечений chanson «Susanne un jour» в наследии Дидье Люпи, Орландо ди Лассо и Бальдуина Гуаюля (на примере жанров песни, мессы и магнификата).

Ключевые слова: Орландо Лассо; Бальдуин Гуаюль; Дидье Люпи; chanson; месса; магнификат; техника пародии.

 

А. Сырейщикова. К истории первых гастролей Берлиоза в России: неизвестное письмо А.Н. Верстовскому

Настоящая статья посвящена ранее неопубликованному письму Гектора Берлиоза к А.Н. Верстовскому, хранящемуся в ГЦТМ имени А.А. Бахрушина (Москва). Найденное письмо содержит новые подробности, касающиеся составления программы московского концерта Берлиоза в 1847 году, и проливает свет на особенности организации его первого русского турне. В статье приводится описание и анализ содержания архивного документа, а также других контекстных архивных источников (в т. ч. переписки А.Н. Верстовского с М.Ю. Виельгорским и А.М. Гедеоновым) и материалов прессы середины XIX века.

Ключевые слова: Гектор Берлиоз; А.Н. Верстовский; эпистолярное наследие; концертная жизнь Москвы XIX в.

 

Старинная музыка № 4 (70) 2015

П. Луцкер (Москва). Итальянская комическая опера и ее место в западноевропейской театральной традиции

Статья посвящена единой традиции итальянской комической оперы, продлившейся более полутора веков и завершившейся в 1810-х годах в творчестве Дж. Россини. Автор предпринимает попытку наметить единую периодизацию и логику в ее развитии: от экспериментов в рамках барочной трагикомедии (1630-е – 1650-е годы) к раннему этапу во Флоренции и частных римских театрах (1657 – 1690-е годы), проникновение в публичный театр в формах интермеццо и диалектной комедии (1700-е – 1730-е годы), становление общеитальянской оперы-буффа в Венеции при деятельном участии К. Гольдони (с 1748 по 1762 год) и, наконец, ее признание во всей Европе и блестящий взлет в конце XVIII столетия.

Ключевые слова: итальянская комическая опера; западноевропейский театр; интермеццо; диалектальная музыкальная комедия; опера-буффа; Карло Гольдони.


Л. Сундукова, Н. Тарасевич. Пьер де Ла Рю и его время

Статья посвящена жизни и творчеству Пьера де Ла Рю (1452–1518) – композитора эпохи Ренессанса, современника Жоскена Депре, Хенрика Изака, Александра Агриколы. Авторы уделяют внимание характеристике эпохи в целом, описывая важнейшие исторические события, на фоне которых разворачивались основные события жизненного пути музыканта. Учитывая, что в отечественной литературе сведения о Ла Рю представлены довольно скупо, данная статья в значительной мере восполняет этот пробел.

Ключевые слова: Пьер да Ла Рю; музыка Ренессанса; габсбургско-бургундский двор.


С. Солдатова. Загадочные инструменты И.С. Баха – violoncello piccolo и viola pomposa

В статье рассматривается запутанная история двух связанных с именем И.С. Баха инструментов – violoncello piccolo и viola pomposa. На основе изучения документов развенчивается миф об изобретении Бахом viola pomposa, утвердившийся еще в XIX веке и бытующий в отечественной литературе до сих пор. Автор указывает причины ложного отождествления двух вышеуказанных инструментов и анализирует кантаты И.С. Баха, в которых используется violoncello piccolo.

Ключевые слова: музыкальные инструменты; violoncello piccolo; viola pomposa; барокко; И.С. Бах; кантата.


А. Лебедева-Емелина. Потемкинский бал: контекст и подтекст (к вопросу реконструкции церемонии)

Статья посвящена грандиозному празднеству, устроенному князем Потемкиным в Санкт-Петербурге 28 апреля 1791 года. В его подготовке принимали участие выдающиеся деятели русской культуры – скульптор Ф.И. Шубин, поэт Г.Р. Державин, композитор О.А. Козловский, зарубежные хореографы Ш. Ле Пик и Дж. Канциани. На балу, явившемся важнейшей частью этого празднества, впервые прозвучали полонезы с хором О.А. Козловского, включая знаменитый «Гром победы, раздавайся!», долгое время выполнявший функцию государственного гимна. В статье рассматривается структура празднества и роль в нем музыки.

Ключевые слова: Г.И. Потемкин; Г.Р. Державин; О.А. Козловский; Таврический дворец; бал; полонез.


Е. Вязкова. Хоралы Святому Духу

Рецензия на книгу: Сапонов М. Себастьян Бах: Хоралы Святому Духу (Лейпцигская органная рукопись). М.: НИЦ «Московская консерватория», 2015.

Ключевые слова: И.С. Бах; органная музыка; хорал; рукопись.

 

Старинная музыка № 3 (69) 2015

Н. Остроумова. Начало Гамбургской оперы. «Адам и Ева» Иоганна Тайле

В статье рассказывается о культурной жизни Гамбурга второй половины XVII века, истории основания и первых годах деятельности Гамбургского оперного театра, дискуссиях между сторонниками и противниками оперного искусства, реакции церковных властей на открытие оперного театра. Также приводятся сведения о первой постановке театра – опере Иоганна Тайле «Адам и Ева, или Сотворенный, павший и возвысившийся человек».

Ключевые слова: опера; Гамбург; Гамбургский театр; церковная музыка.

 

А. Янкус. Анализ материала фуги c-moll для клавира соло К.Ф.Э. Баха в «Трактате о фуге» Ф.В. Марпурга (к проблеме предварительной работы над фугой)

В статье обсуждается раздел «Трактата о фуге» Ф.В. Марпурга, посвященный специфической прекомпозиционной работе над фугой, а именно – сокращению и дроблению темы. Автор трактата предлагает применять эти приемы вместе с инверсионными преобразованиями и имитационными способами организации (в том числе со сжатой имитацией – стреттой). Подобная работа с элементами темы выступает как стилевая черта постбарочной фуги. В анализируемом Марпургом материале фуги c-moll К.Ф.Э. Баха для клавира обнаруживается сочетание цитированных и специально сочиненных фрагментов.

Ключевые слова: теория фуги; К.Ф.Э. Бах; фуга с-moll (Wq. 119/7; H. 75.5), Ф.В. Марпург; «Трактат о фуге»; предварительная работа над фугой.

 

В. Березин. «Я сравнил бы его с сиянием солнечного луча во тьме…»
Корнет и серпент в трактате Марена Мерсенна «Всеобщая гармония»

Вступительная статья к публикации фрагментов трактата французского ученого Марена Мерсенна «Всеобщая гармония» (1636–37), впервые переведенных на русский язык профессором Московской консерватории Валерием Березиным.

М. Мерсенн. Фрагменты Пятой книги Трактата об инструментах из «Всеобщей гармонии»  [перевод с французского и комментарии В. Березина]

В трактате «Всеобщая гармония» (1636–37) знаменитый французский ученый Марен Мерсенн, помимо прочего, подробно описывает особенности и использование музыкальных инструментов в раннебарочный период. Первый русский перевод фрагментов трактата, посвященных семейству корнетов и серпенту, сопровождается вступительной статьей и необходимыми комментариями профессора В. Березина.

Ключевые слова: Мерсенн; музыкальные трактаты; корнет; серпент; эпоха раннего барокко.

 

Г. Петрова. Неизвестное письмо Берлиоза

Публикация с комментариями ранее неизвестного письма Гектора Берлиоза от 22 декабря 1842 года, обнаруженного в фондах Кабинета рукописей Российского института истории искусств в Санкт-Петербурге. В письме, адресованном своему другу Фердинанду Фридланду, Берлиоз, в частности, сообщает о своем предстоящем концерте – первом в рамках его большого турне по Германии.  Письмо датировано автором публикации по содержанию.

Ключевые слова: Берлиоз; Фридланд; мемуары; письмо; концерт; театр.

 

Я. Ферран. Первые российские консерватории и авторское право как факторы становления композиторской профессии

Статья посвящена проблеме формирования композиторского профессионализма в России середины XIX века. Анализируются важнейшие факторы становления профессии «композитор», определившие особенности ее функционирования в обозначенный период, – появление первых отечественных консерваторий и формирование авторского права на музыкальные произведения. Выявлены критерии определения композиторства как автономного социального института. В качестве институционального компонента становления профессии «композитор» рассмотрена система образования. Ставится вопрос о соотношении статуса «свободного художника» и композиторской профессии. В статье приведен перечень актов, репрезентирующих российское законодательство об авторском праве.

Ключевые слова: композитор; профессия; авторское право; социальный институт; консерватория.

 

Старинная музыка № 2 (68) 2015

А. Лебедева-Емелина. Осип Козловский – белорус? (Новое о композиторе)

Настоящая статья о композиторе Осипе Антоновиче Козловском (1757–1831) посвящена характеристике его жизненного и творческого пути в различных (прежде всего польских и белорусских) источниках. В частности, немалое место уделяется проблеме национальной принадлежности композитора, описанию его окружения и жизни в контексте усадебного быта дворянских семей Польши и Белоруссии. Дается критическая оценка сравнительно новым данным, содержащимся в литературе о композиторе.

Ключевые слова: Осип Козловский; г. Пропойск (Славгород); биография; творчество; Огинский; Трутовский; Потемкин; Стемпковский; Ракицкий.

 

А. Сафонова. «Опытъ дружбы» – «Испытание для дружбы»: «московский» Гретри

В статье представлены результаты исследования сохранившихся данных о московской версии оперы с диалогами А. Гретри «Опытъ дружбы» в переводе В.Г. Вороблевского, впервые поставленной в 1779 году на сцене театра графов Шереметевых в усадьбе Кусково. Учитывая, что версия партитуры оперы с русской подтекстовкой не сохранилась, для выявления самобытных черт московской редакции были использованы переводное русское печатное либретто и ряд документальных свидетельств XVIII века, а в качестве косвенных источников – музыкальные материалы московских редакций опер французских композиторов того же периода.

Ключевые слова: «Опытъ дружбы»; Гретри; опера с диалогами; редакция; театр графов Шереметевых.

 

И. Сусидко, П. Луцкер. Сценический облик итальянской оперы в XVIII веке

Статья, посвященная сценографии старинной итальянской оперы, написана на основе аутентичных источников – изданий либретто и рукописных партитур, эскизов декораций, трактатов, эпистолярного материала. В ней описаны типы декораций, сформировавшиеся в театре XVII–XVIII веков в творчестве Дж. Торелли, династии художников Галли-Бибиена, Ф. Юварры, соотношение статических и динамических элементов сценического оформления, принципы построения мизансцен, поведение певцов во время исполнения арий и речитативов.

Ключевые слова: итальянская опера XVII–XVIII веков; декорационное искусство; сценография.

 

С. Исхакова. Об особенностях развития традиции musica composita во Франции и Италии XIV века

В статье рассматривается расширение зоны «ученой традиции» в музыке Франции и Италии XIV века, благодаря которому ряд песенных жанров (баллада, рондо, мадригал и др.), прежде доступных для широкого восприятия, приобретает многие атрибуты musica composita. Данное явление уподобляется сходным процессам в музыке ХХ века.

Ключевые слова: musica compositа; мотет; баллада; рондо; мадригал; Ars nova; Ars subtilior; Иоанн де Грокейо; Гильом де Машо.

 

Старинная музыка № 1 (67) 2015

 

И. Шеховцова. Греческие церковно-певческие рукописи в Москве в XVII веке

В статье исследуются вопросы происхождения и бытования греческих церковно-певческих рукописей на Руси в XVII веке. Попутно затрагивается важнейшая для этой эпохи проблематика греко-русских культурных связей. Материалом послужили рукописи из крупнейших московских собраний – Государственного исторического музея (ГИМ), Российской государственной библиотеки (РГБ), Российского государственного архива древних актов (РГАДА). Выявлено 19 нотированных греческих рукописей, пришедших в Москву в указанный период – главным образом с Афона и Константинополя.

Ключевые слова: византийская музыка; греческие певческие книги; иеродиакон Мелетий-грек; Арсений Суханов; библиотека архимандрита Дионисия.

 

А. Коробова. Сборник Il Bon Bacio как пример претворения диалогического принципа в мадригале Чинквеченто

Статья посвящена сборнику «Madrigali Pastorali. … Intitolati IL BON BACIO» (Венеция, 1594). В центре рассмотрения – музыкальное претворение в мадригалах сборника принципа диалога в условиях полифонического письма. Тема (беседа пастуха и нимфы) и сам принцип диалога позволяют связать сборник «Il bon bacio» как со старой традицией диалогической эклоги, так и с современной ему пасторальной драмой, что вписывается в жанровую атрибуцию «Madrigali Pastorali».

Ключевые слова: мадригал; пастораль; диалог; «Il bon bacio»; полифоническая композиция.

 

П. Луцкер. Il mondo della luna К. Гольдони и Б. Галуппи – новый мир оперы-буффа

Одна из самых популярных в 18 веке опер на либретто К. Гольдони до сих пор обращает на себя незаслуженно мало внимания. Мастерство, с которым либреттист преобразует совершенно типовой сюжет в острую просветительскую сатиру, демонстрирует полный расцвет его таланта. Музыкальные компоненты спектакля – симфонические эпизоды, ариозные и ансамблевые формы (в особенности финалы), комические идиомы – обозначают окончательную зрелость жанра. Появление «Лунного мира» можно расценивать как поворотный момент в истории итальянской буффонной оперы.

Ключевые слова:  история оперы; эпоха Просвещения; итальянская опера-буффа; либреттистика К. Гольдони; комические оперы Б. Галуппи.

 

Н. Пилипенко. Франц Шуберт и цензура в австрийском театре конца XVIII – начала XIX века

В статье приводятся исторические свидетельства о введении цензуры в австрийском театре и ее влиянии на развитие венской оперы в начале 19 столетия, в том числе на оперное творчество Ф. Шуберта.

Ключевые слова: цензура; австрийский театр; венская опера; зингшпиль; Ф. Шуберт.

 

Старинная музыка № 1 (63) 2014

 

Марина Долгушина (Вологда). О некоторых музыкальных контактах Василия Львовича Пушкина

В статье рассмотрены суждения В.Л. Пушкина о музыкальном театре, любительских спектаклях, концертной жизни Москвы первой четверти XIX века, приведены сведения о некоторых музыкантах, входивших в круг общения поэта. Впервые исследуются «музыкальные страницы» переписки В.Л. Пушкина и П.А. Вяземского.

Ключевые слова: музыкальная культура России 1-й четверти XIX века; музыкальный театр и концертная жизнь Москвы; В.Л. Пушкин; П.А. Вяземский; И.И. Рейнгард, А. Каталани.

 

Елена Трубенок (Москва). Композиции Te Deum на cantus prius factus: к формированию жанровой модели

Статья посвящена формированию одной из двух основных жанровых моделей гимна Te Deum – композициям на cantus prius factus. Рассматриваются два типа полифонических обработок Te Deum XVI века – сквозные композиции и композиции в манере alternatim – и отражение их принципов в более поздних обработках гимна. В качестве образцов сквозных композиций Te Deum на cantus prius factus, принадлежащих к разным историческим эпохам, анализируются Немецкий Te Deum Б. Резинариуса (1544) и Te Deum Ф. Листа (1853).

Ключевые слова: Te Deum; григорианский хорал; cantus prius factus; alternatim; Б. Резинариус; Ф. Лист.

 

Дмитрий Голдобин (Канны, Франция). Лютневая канцона в Италии, 1593–1640

Автор обращается к сравнительно редкой разновидности жанра канцоны, приводит различные значения термина «канцона» применительно к лютневому репертуару конца XVI – 1-й половины XVII века, указывает важнейшие печатные и рукописные источники того времени, содержащие итальянские канцоны для лютни, архилютни и теорбы (китарроне). В статье анализируются образцы интабуляций для лютни ансамблевых канцон, а также оригинальные сочинения ряда итальянских композиторов (Дж.А. Терци, А. Пиччинини, Дж.Дж. Капспергер, П.П. Мелии, Б. Кастальди, Ф. Маскера и др.).

Ключевые слова: канцона; лютневый репертуар; итальянская музыка конца XVI – 1-й половины XVII века; Дж.А. Терци; Дж. Капсбергер; А. Пиччинини.

 

Евгений Пинчуков (Екатеринбург). Тайна церковной каденции

Мнение о том, что термин «церковная каденция» есть лишь другое название плагальной каденции IV–I или iv–i, не учитывает условий его рождения и первоначальной трактовки. Теоретические источники, начиная с работ Г. Вебера (1779–1839), указывают на особый «церковный» статус т. н. фригийской каденции и близкой ей по структуре, функциональным свойствам и по выразительности каденции iv–I. Именно каденция iv–I. плагальный аналог фригийской каденции, атрибутируется в настоящей статье как церковная.

Ключевые слова: церковная каденция; плагальная каденция; автентическая каденция; фригийская каденция; теория музыки.

 

Старинная музыка № 2 (64) 2014

 

Суфия Мураталиева (Москва). К 300-летию К.Ф.Э. Баха и К.В. Глюка

В статье дается обзор основной тематики докладов, прочитанных на научной конференции «К 300-летию К.Ф.Э. Баха и К.В. Глюка», которая состоялась в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского 19–21 марта 2014 года.

Ключевые слова: К.Ф.Э. Бах; К.В. Глюк; научная конференция; Московская консерватория; музыка XVIII века.

 

Павел Луцкер (Москва). «Опекун Тресполо» А. Страделлы: у истоков итальянской музыкальной комедии

Комическая опера «Опекун Тресполо» Алессандро Страделлы (1679) с давних пор оценивалась как первая настоящая опера-буффа. Эту оценку сегодня едва ли можно принять без оговорок. Тем не менее в этой опере с высокой степенью зрелости заявили о себе черты комической стилистики, выработанные итальянской оперой в конце 17 столетия, и в частности, в кругу флорентийских (Я. Мелани) и римских (Б. Пасквини и А. Страделла) авторов.

Ключевые слова: А. Страделла; итальянская опера; музыкальная комедия XVII века; Дж.К. Виллифранки; театр Фальконе.

 

Ирина Сусидко (Москва). «Триумф Клелии» К.В. Глюка: опера-сериа в ряду реформаторских драм

Статья посвящена малоизвестной опере Кристофа Виллибальда Глюка «Триумф Клелии», поставленной в Болонье в 1763 году. Это сочинение вызывает интерес не только из-за своих высоких музыкальных достоинств, но и потому, что принадлежит к жанру итальянской оперы-сериа, хотя было написано Глюком в самый разгар его реформаторской деятельности 1760-х годов. Автором статьи отмечены не только черты, которые позволяют считать эту оперу традиционной, но и те, которые роднят ее с музыкальными драмами Глюка (интенсивность тематического развития, богато разработанная оркестровая партия и др.). Описаны обстоятельства сочинения и постановки оперы, зафиксированные Карлом Диттерсдорфом, который сопровождал Глюка во время его пребывания в Болонье.

Ключевые слова: К.В. Глюк; К. Диттерсдорф; оперная реформа; итальянская опера XVIII века; «Триумф Клелии»

 

Нина Пилипенко (Москва). Театр Ан дер Вин в первой трети XIX века: особенности функционирования и музыкальный репертуар

В статье дан краткий исторический обзор первых десятилетий существования венского театра Ан дер Вин, а также охарактеризована специфика его репертуара, значительную часть которого в то время составляли эффектные оперные постановки, большая часть которых почти не известна современной публике.

Ключевые слова: театр Ан дер Вин; опера; Э. Шиканедер; музыкальная культура Вены.


 

Валерий Березин (Москва). Как трубачи начинали исполнять Баха (опыт маленькой лекции)

После блестящей, роскошной, виртуозной трактовки труб в музыке барокко искусство игры на них стало забываться. И к XIX веку оно было забыто настолько прочно, что не нашлось ни одного трубача, который мог бы исполнить партии в сочинениях эпохи барокко. Эта статья посвящена замечательным исполнителям-трубачам, которые начиная с 1870-х годов и на протяжении значительной части XX столетия возрождали старинное искусство, чтобы играть музыку Баха, Генделя и их современников так, как она была написана.

Ключевые слова: И.С. Бах, Г.Ф. Гендель; натуральные и хроматические трубы; труба пикколо; кларино.

 

Старинная музыка № 3 (65) 2014

 

Елена Смагина (Волгоград). Дмитрий Алексеевич Шелехов и его опера «Женевьева Брабантская»

Статья посвящена личности забытого русского композитора Д.А. Шелехова (1801?–1838). В обзоре его творческого наследия выделена и впервые представлена неизвестная в отечественном музыкознании опера «Женевьева Брабантская» (либретто А. Шеллера, 1830). Рассмотрены отдельные черты художественной концепции произведения, особенности его музыкальной драматургии и стиля. Установлены переклички и совпадения «рыцарской» оперы Шелехова с рядом произведений немецкого романтического музыкального театра первой половины XIX века, отмечены также влияния французской «оперы спасения».

Ключевые слова: Д.А. Шелехов; русский музыкальный театр; романтическая опера; «опера спасения».
 

Елена Панкина (Новосибирск). «Frottola d’incatenatura» Эразмуса Лапициды

Статья посвящена единственному сочинению малоизвестного немецкого музыканта Эразмуса Лапициды, созданному в жанре итальянской полифонической песни – фроттолы. Приводятся биографические сведения о Лапициде, оценки его деятельности, данные современниками, рассматриваются текстовые, композиционные и музыкально-стилистические особенности его цитатной фроттолы «La pietà ha chiusa le porte / Pietà, cara signora», основанной на двух песнях крупнейших фроттолистов – Бартоломео Тромбончино и Марко Кары и являющейся, следовательно, одним из немногих образцов фроттолы-кводлибета, сочетающей признаки villota d'incatenatura и incatenatura da villota (Ф. Торрефранка).

Ключевые слова: Эразмус Лапицида; фроттола; кводлибет; Б. Тромбончино; М. Кара.


Валерий Березин (Москва). Маленький трактат Валентина Рёзера для композиторов XVIII века

Вступительная статья к первой публикации на русском языке маленького трактата «Опыт наставления тех, кто сочиняют для кларнета и валторны с примечаниями о гармонии и примерами для двух кларнетов, двух валторн и двух фаготов» (Париж, 1764), написанного немецким композитором, кларнетистом и педагогом Валентином Рёзером (ок. 1735 – ок. 1782), работавшим в основном во Франции.

Валентин Рёзер. Опыт наставления тех, кто сочиняют для кларнета и валторны

Первая публикация на русском языке комментированного перевода с французского трактата В. Рёзера «Опыт наставления тех, кто сочиняют для кларнета и валторны с примечаниями о гармонии и примерами для двух кларнетов, двух валторн и двух фаготов», выполненного профессором Московской консерватории В.В. Березиным. Это единственная в истории музыки работа, описывающая особенности и использование духовых инструментов в постбарочный (раннеклассический) период.

Ключевые слова: кларнет, валторна; гармоническая музыка; А. Рёзер; раннеклассическая музыка.

 

Ольга Жесткова (Казань). Haute-contre в парижской Опере и голос Адольфа Нурри

В статье рассматривается голосовой тип haute-contre, культивируемый во французской барочной опере. Выясняется, что он не исчез из сценической практики в конце XVIII века, как сообщалось в зарубежных энциклопедических изданиях. В частности, голос Адольфа Нурри (1802–1839) современники классифицировали именно как haute-contre. Вокальная природа этого голоса основывалась на звонком, изящном, подвижном и непринужденном пении, мастерском владении импровизационной колоратурой и использовании фальцета в высоком участке диапазона. 

Ключевые слова: haute-contre; тенор; голосовой тип; фальцет; головной голос; Адольф Нурри; французская опера.

 

Валерий Березин (Москва). Каденция солиста

Рецензия на книгу А.М. Меркулова «Каденция солиста в эпоху барокко и венского классицизма» (М.: ООО «Дека-ВС», 2014).

Ключевые слова: каденция; концерт; ария; музыка эпохи барокко; венский классицизм.

 

 

Старинная музыка №4 (66) 2014

 

Юрий Бочаров (Москва). Рамо в Москве

Новая программа «Рамо, мэтр танца», состоящая из одноактных балетов композитора «Дафнис и Эгле» и «Рождение Осириса» и представленная французским ансамблем «Les Arts Florissants» 6 и 7 ноября 2014 года на Новой сцене Большого театра в Москве.

Ключевые слова: Ж.Ф. Рамо; балет; французская музыка барокко; «Les Arts Florissants»; Большой театр.


 

Наталья Сторчак (Москва). Многоликость лада в трактате Маркетто Падуанского Lucidarium in arte musice plane

Тема статьи – классификация ладов григорианских песнопений по их амбитусу, предложенная итальянским музыкальным теоретиком XIV века Маркетто Падуанским, чья ладовая теория оказала большое влияние на развитие музыкальной теории последующего времени, что, однако, не получило должного освещения в российской музыковедческой литературе.

Ключевые слова: Маркетто Падуанский; музыкальная теория; средневековые лады; musica plana.

 

Ирина Шеховцова (Москва). Греческие церковно-певческие рукописи в Москве в XVII веке

В статье исследуются вопросы происхождения и бытования греческих церковно-певческих рукописей на Руси в XVII веке. Попутно затрагивается важнейшая для этой эпохи проблематика греко-русских культурных связей. Материалом послужили рукописи из крупнейших московских собраний – Государственного исторического музея (ГИМ), Российской государственной библиотеки (РГБ), Российского государственного архива древних актов (РГАДА). Выявлено 19 нотированных греческих рукописей, пришедших в Москву в указанный период – главным образом с Афона и Константинополя.

Ключевые слова: византийская музыка; греческие певческие книги; иеродиакон Мелетий-грек; Арсений Суханов; библиотека архимандрита Дионисия.

 

Галина Петрова (Санкт-Петербург). Забытое письмо: Г. Берлиоз – А.Ф. Львову (к истории первого визита Гектора Берлиоза в Россию)

В статье публикуется автограф письма Г. Берлиоза А.Ф. Львову от 1 августа 1845 года и его перевод на русский язык как неизвестный эпизод переписки двух музыкантов, позволяющий скорректировать последовательность фактов и событий относительно первой гастрольной поездки великого француза в Россию. Публикуемый документ анализируется в контексте истории посвящения «Фантастической симфонии» (“Épisode de la vie d’un artiste. Symphonie fantastique”) русскому императору Николаю I.

Ключевые слова: Г. Берлиоз; А.Ф. Львов; «Фантастическая симфония»; Россия; гастроли.

 

Валерий Березин (Москва). «По причине производимого ими большого шума…». Семейства гобоев и фаготов в трактате Марена Мерсенна «Всеобщая гармония»

Вступительная статья к публикации фрагментов трактата французского ученого Марена Мерсенна «Всеобщая гармония» (1636–37), впервые переведенных на русский язык профессором Московской консерватории Валерием Березиным.

Марен Мерсенн. Фрагменты пятой книги Трактата об инструментах из «Всеобщей гармонии» [перевод с французского и комментарии В. Березина]

В трактате «Всеобщая гармония» (1636–37) знаменитый французский ученый Марен Мерсенн, помимо прочего, подробно описывает особенности и использование музыкальных инструментов в раннебарочный период. Первый русский перевод фрагментов трактата, посвященных семействам гобоев и фаготов, сопровождается вступительной статьей и необходимыми комментариями профессора В. Березина.

Ключевые слова: Мерсенн; музыкальные трактаты; семейство гобоев; семейство фаготов; эпоха раннего барокко.

 

Старинная музыка № 1(59) 2013

 

Татьяна Вихорева (Волгоград). «Ектения» Глинки. Почему «первая»?

Соотнесение музыкального текста «Ектении» Глинки и сведений из истории литургики способствует пониманию того, почему композитор использовал не традиционные для данного рода песнопений наименования – великая, малая, сугубая, просительная, а обозначил его как «Ектения первая». Выяснение причин столь необычного названия позволяет считать, что это явилось отражением политических воззрений композитора.

Ключевые слова: М.И. Глинка; русская музыка; духовно-музыкальные сочинения; ектения.

 

Павел Луцкер (Москва). От «Памелы» к «Доброй дочке», или О том, как героиня модного романа попала на оперную сцену

В статье подробно рассмотрены этапы преобразования популярного эпистолярного романа С. Ричардсона сначала в драматическую пьесу К. Гольдони, а затем в оперу «Чеккина, или Добрая дочка» на его же либретто. Дается анализ и приводятся аргументы в пользу того, как новое сентименталистское понимание чувствительности производит революционные изменения в сюжетной и музыкальной композиции оперного жанра.

Ключевые слова: эпистолярный роман С. Ричардсона; театр К. Гольдони; комическая опера XVIII века; сентиментализм.

 

Василиса Жаркова (Москва). Моцартовские певцы: портреты в концертных ариях

Данная статья посвящена некоторым моцартовским певцам, то есть тем исполнителям-вокалистам, с которыми композитор непосредственно работал и для которых создавал концертные арии. На основе этих сочинений, с учетом особенностей сугубо исполнительского подхода к ним, делается попытка воссоздать профессиональные портреты упомянутых музыкантов.

Ключевые слова: концертная ария; вокальное исполнительство; моцартовские певцы.

 

Татьяна Щепатова (Москва). Непреодоленное влияние: тема из бетховенской увертюры «Творения Прометея» в I части Симфонии № 2 Франца Шуберта

Симфонии Франца Шуберта наполняют аллюзии на произведения других композиторов. Так, в I части Симфонии № 2 слышна одна из тем бетховенской увертюры «Творения Прометея». Взаимоотношения двух авторов, реализующиеся через «взаимоотношения» двух произведений, оказываются в центре внимания в данной статье. Применение к анализу деконструктивистской методологии американского литературоведа Х. Блума создает новый взгляд на некоторые «тайны» творческого процесса в музыке.

Ключевые слова: симфония; Ф. Шуберт; Л. ван Бетховен; деконструкция, методология Х. Блума.

 

Старинная музыка № 2 (60) 2013

 

Ирина Сусидко (Москва). Проблема синтеза искусств в старинной опере: история и современность

Статья посвящена соотношению либретто, музыки, сценографии в старинной опере. В ней показана эволюция в трактовке этого соотношения на протяжении XVII–XVIII веков – как в теории, так и на практике. Затронута проблема синтеза искусств в современных постановках старинных опер.

Ключевые слова: синтез искусств; опера XVII–XVIII веков; современные интерпретации старинной музыки.

 

Борис Бородин (Екатеринбург). На каком музыкальном инструменте играл Аполлон?

В данной статье на основании сопоставления мифологических и литературных источников рассматривается музыкальный инструментарий эпохи античности. Автор доказывает, что наиболее распространенные названия струнных музыкальных инструментов (форминга, кифара, лира) являются частично совпадающими понятиями. И ответ на вопрос, на каком музыкальном инструменте играл Аполлон, полностью зависит от исторического контекста.

Ключевые слова: лира; кифара; форминга; Аполлон; древнегреческая мифология.

 

Павел Луцкер (Москва). «Танча» Я. Мелани и Дж.А. Монильи: первый флорентийский опыт комической оперы

Среди ряда попыток в создании комической оперы в XVII веке опера «Танча» выделяется особой зрелостью драматической и музыкальной концепции. Многочисленные жанровые истоки, такие как ученая комедия, маньеристическая трагикомедия, комедия дель арте, комические эпизоды из dramma per musica, сплавлены в ней в гармоническое единство. Музыкальные номера достигают степени полной автономии и внутренней структурной завершенности.

Ключевые слова: итальянская опера XVII века; ранняя музыкальная комедия; жанровые истоки комической оперы; Я. Мелани; Дж.А. Монилья.

 

Дана Нагина (Москва). Концертные арии В.А. Моцарта: особенности жанра

Данная статья посвящена концертным ариям в творчестве Вольфганга Амадея Моцарта – малоизученному, однако необычайно значимому музыкальному жанру театрально-концертной практики второй половины XVIII века. Автор освещает вопросы функционирования жанра, выделяет его основные разновидности в зависимости от условий исполнения – концертные арии для академий различного ранга и масштаба, вставные и дополнительные номера для собственных и чужих сочинений, звучащие в рамках оперного спектакля, а также ангажементные арии. Главные особенности концертных арий – драматургическая самостоятельность, концертный стиль, проявившийся в виртуозности вокальной партии, ориентированной на манеру исполнения и технические возможности голоса певца, использовании солирующих инструментов и тяготении к масштабным формам – рассмотрены при сопоставлении оперных и концертных арий Моцарта.

Ключевые слова: Моцарт; концертная ария; опера; концерт; академия; концертный стиль.

 

Нина Пилипенко (Москва). Франц Шуберт и театр у Каринтийских ворот

В статье рассмотрены взаимоотношения Франца Шуберта с придворной оперной сценой австрийской столицы – театром у Каринтийских ворот. На протяжении своей жизни композитор неоднократно пытался завоевать эту сцену – как автор опер и как капельмейстер, поскольку именно карьера в оперном театре могла бы обеспечить ему широкую известность у венской публики и столь необходимое материальное благополучие. Однако на этом пути его ждало больше поражений, чем удач.

Ключевые слова: Франц Шуберт; Кернтнертортеатр; венская опера 1810–1820-х годов; зингшпиль.

 

Старинная музыка № 3 (61) 2013

 

Дина Кирнарская (Москва). Секреты популярности Антонио Вивальди

Автор утверждает, что Антонио Вивальди изобрел универсальные методы музыкального изложения, привлекательные и приятные для любого слушателя. Его музыка связана с бытовыми жанрами; она полна энергии и виртуозности; его темы складываются из ритмически определенных фраз, а его медленные мелодии напоминают певучие очаровательные арии. Все композиторы, добившиеся популярности в последующие времена, не могли не воспользоваться принципами, впервые реализованными Антонио Вивальди.

Ключевые слова: Вивальди; Венеция; музыка барокко; сольный концерт; популярная музыка.

 

Лариса Пылаева (Пермь). К вопросу о соотношении и взаимодействии французских и немецких традиций в риторике музыки барокко

В статье рассматриваются некоторые аспекты взаимодействия музыки и риторики, связанные с учением о строении периода, демонстрируя особенности соотношения музыкального и риторического синтаксиса. Затрагиваются также проблемы взаимовлияний немецких и французских традиций музыкально-теоретической мысли. Отмечается тяготение немецкой традиции к прозаической, а французской – к поэтической трактовке периода. Внимание уделено также вопросам перехода от риторического к имманентно-музыкальному пониманию периода, а также значению и реальному содержанию некоторых терминов и понятий, заимствованных музыкой у риторики.

Ключевые слова: музыка барокко; риторика; риторический и музыкальный период; немецкие и французские традиции.

 

Ирина Сусидко (Москва). Elementi teorico-pratici di musica Франческо Галеацци в контексте европейской теории музыки

Статья посвящена трактату итальянского теоретика и педагога Франческо Галеацци (1758–1819) Elementi teorico-pratici di musica con un saggio sopra larte di suonare il violino, опубликованному в Риме в 1791 (1 часть) и 1796 (2 часть) годах. Наиболее ценная часть трактата – теория сонатной формы, в трактовке которой Галеацци высказывает ряд оригинальных суждений, в частности, одним из первых рассматривает ее с точки зрения тематической организации.

Ключевые слова: Галеацци; музыкальные трактаты; теория сонатной формы.

 

Влада Мелющук (Москва). Бубен и его роль в профессиональном музыкальном искусстве Древнего Египта

В основе статьи — анализ обширного круга артефактов, связанных с бубнами и их ролью в музыкальной культуре Древнего Египта. В результате этого анализа определяется классификация бубнов; доказывается наличие виртуозной техники игры; выявляется музыкальная терминология, касающаяся строения инструментов, исполнительской практики, конкретных музыкальных жанров, связанных с музицированием на бубнах. Приводятся сведения о профессионалах-исполнителях, о разнообразии составов ансамблей с участием бубнов. Подробно рассматриваются сакральные назначение и функции этих инструментов.

Ключевые слова: музыка Древнего Египта; бубны; артефакты; техника игры; музыкальная терминология; музыкальные жанры; сакральные назначение и функции.

 

Юрий Бочаров (Москва). Об органном искусстве Франции и не только

Рецензия на новую книгу М.Н. Чебуркиной «Французское органное искусство Барокко: музыка, органостроение, исполнительство». Отмечая ряд достоинств этой книги, рецензент обращает особое внимание на ее существенные недостатки методологического, аналитического и лингвистического характера, а также весьма произвольную трактовку М.Н. Чебуркиной исторических источников, что ставит под сомнение объективность многих ее суждений о французском органном искусстве XVII–XVIII веков.

Ключевые слова: французская органная музыка; музыка барокко; органостроение; исполнительство.

 

Старинная музыка № 4 (62) 2013

 

Галина Петрова (Санкт-Петербург). Придворный оркестр в Петербурге в первом десятилетии XIX века

Статья полностью основана на архивных документах и посвящена изменению модели Придворного оркестра в Петербурге в первом десятилетии 19 века. Сложившийся в 18 столетии оркестровый коллектив («камер-музыка» и «бальная музыка») в условиях новых форм музыкально-театральной практики к 1809 году переориентировался от нужд императорского Двора к публичному развлечению – опере. При этом изменились не только функции Придворного оркестра, но и его структура. Он уже состоял из нескольких оркестровых подразделений, закрепленных за конкретными оперными трупами.

Ключевые слова: Придворный оркестр в России; оркестровый состав; оперные труппы в Петербурге 19 в.

 

Олеся Янченко (Москва). Успешный церковный композитор Андреас Хаммершмидт

В статье дается краткий обзор творчества А. Хаммершмидта с акцентом на сборники его духовных диалогов. Раскрывается суть жанра и его основные признаки. Приведенные биографические данные свидетельствуют о необычайной популярности и востребованности композитора со стороны как прихожан, так и властей, а также о высокой оценке его творчества со стороны виднейших музыкантов XVII века.

Ключевые слова: Хаммершмидт; немецкая церковная музыка; духовный диалог; старинные музыкальные издания.

 

Юрий Бочаров (Москва). Барочная сюита: знакомая и незнакомая

Автор обращает внимание на несоответствие традиционного представления о барочной сюите как о сочинении, построенном исключительно на основе последования «аллеманда – куранта – сарабанда – жига», реальной исторической практике. Он также подчеркивает, что сюита эпохи барокко не обязательно являлась единым произведением. Часто она не предполагала исполнения целиком, представляя собой организованный по тому или иному принципу набор отдельных разножанровых пьес в единой тональности.

Ключевые слова: музыка барокко; сюита; старинные танцы; соната; увертюра.

 

Ирина Шеховцова (Москва). Греческие музыкальные рукописи в Москве (из фондов РГАДА)

Автору публикации удалось выявить 6 греческих музыкальных рукописей в собраниях Российского государственного архива древних актов (РГАДА): отрывок Евангелия-апракос с экфонетическими музыкальными знаками для литургического чтения, 4 нотированных стихираря – XIII и XVII веков, Ирмологион Петра Лампадария начала XIX века. Осуществляется попытка исследования обнаруженных рукописей с точки зрения их происхождения, бытования, истории изучения и особенностей нотации. Попутно затрагиваются некоторые актуальные исторические темы: греко-русские культурные связи, собирательство и коллекционирование греческих певческих рукописей, становление русской музыкальной византинистики.

Ключевые слова: московские архивы; музыкальные рукописи; музыкальная византинистика; греко-русские культурные связи.

 


 


Аннотации и ключевые слова научных статей, опубликованных в более ранних номерах журнала см. на странице «Архив» в содержании конкретных номеров.