№ 1 (75) 2017

СОДЕРЖАНИЕ

Исторические экскурсы

Н. Наумова (Казань). Степени в музыке в университетах Оксфорда и Кембриджа (вторая половина XV – начало XVII века) (с. 1–9)

В статье рассматривается институт степеней в музыке, учрежденный во второй половине XV века английскими университетами Кембриджа и Оксфорда. Раскрываются обстоятельства получения первых степеней доктора и бакалавра музыки, прослеживаются изменения требований к кандидатам в период с 1462 по 1636 год, определяется степень соответствия этих требований музыке как университетской дисциплине. К статье прилагается список бакалавров и докторов музыки Кембриджа и Оксфорда, многие из которых – известные английские музыканты эпохи Возрождения.

Ключевые слова: бакалавр музыки; доктор музыки; Оксфорд; Кембридж; английская духовная музыка.

 

Ю. Москвина (Москва). Из истории Штутгартской придворной капеллы (с. 10–15)

Статья посвящена истории Штутгартской придворной капеллы XVI – начала XVII века. Рассматриваются особенности придворной музыки в Германии того времени. Даны небольшие творческие портреты наиболее крупных композиторов и музыкальных деятелей, работавших в капелле, в том числе представителей двух больших музыкальных династий – Гуаюль и Фробергер.

Ключевые слова: Штутгарт; капелла; придворная музыка; Зигмунд Хеммель; Людвиг Дазер; Бальдуин Гуаюль; Леонхард Лехнер; Базилиус Фробергер; Лукас Озиандер.

 

И. С. Бах и его окружение

И. Романов (Ижевск). Иоганн Себастьян Бах и Иоганн Готфрид Вальтер: из истории творческого взаимодействия (с. 16–19)

В статье рассматриваются различные аспекты творческого взаимодействия Иоганна Себастьяна Баха и Иоганна Готфрида Вальтера. Обсуждается вопрос о степени родства Баха и Вальтера, рассказывается об истории их знакомства и дружбы, характеризуются отдельные произведения обоих композиторов, в которых можно обнаружить взаимные влияния. По мнению автора, во многом благодаря творческому общению с Вальтером Бах стал тем великим композитором, которым мы его знаем.

Ключевые слова: И. С. Бах; И. Г. Вальтер; каноны; органные концерты-переложения; хоральные обработки; «Музыкальный лексикон».

 

Проблемы терминологии

А. Панов, И. Розанов (Санкт-Петербург). Феноменология vs концептуализация: о терминосистеме исторически информированного исполнительства (с. 20–25)

В статье рассматриваются проблемы, связанные с отсутствием единой терминосистемы в области старинной музыки. Приводятся примеры ошибочной интерпретации содержания исторических документов, обусловленной недостатками современной музыковедческой терминологии. Сделан вывод, что вопрос имеет не только академическое, но и практическое значение, поскольку музыканты-практики, получившие заведомо ложные теоретические инструкции, переходят от исторически информированного к исторически дезинформированному исполнительству.

Ключевые слова: барокко; исторически информированное исполнительство; терминология; историческое музыкознание; интерпретация.

 

Старинная музыка и XX век

Н. Брагинская (Санкт-Петербург). «Exegi monumentum…», или Стравинский в диалоге с Джезуальдо (с. 26–31)

Статья представляет позднее сочинение Игоря Стравинского – инструментальную обработку трех мадригалов итальянского композитора Позднего Возрождения Джезуальдо ди Веноза в аспекте парадоксальной адаптации композитором ХХ века принципов письма, характерных для мадригального стиля seconda prattica.

Ключевые слова: Джезуальдо; Стравинский; мадригал; Monumentum pro Gesualdo di Venosa; инструментовка; рекомпозиция.