№ 4 (74) 2016

СОДЕРЖАНИЕ

Из истории русской музыкальной культуры

А. Недоспасова (Новосибирск). О вкладе Петра Великого в развитие отечественной инструментальной музыки (с. 1–7)

В статье освещена деятельность Петра I, направленная на развитие в России инструментальной музыки, представлены сведения о формировании военных ансамблей, музицировании при дворе, в городском быту. Появление пленных шведских музыкантов в России в ходе Северной войны ускорили процесс освоения европейских музыкальных традиций. Один из них, Густав Блидстрём создал музыкальную рукопись, известную ныне как «Тобольский манускрипт». Этот уникальный памятник сохранил произведения, звучавшие в Сибири в первой половине XVIII века.

Ключевые слова: Петр Великий; русская инструментальная музыка; военная музыка; Густав Блидстрём; «Тобольский манускрипт».

 

Творческое наследие И.С.Баха: взгляд из России

Ю. Бочаров (Москва). Английские сюиты И.С.Баха: страницы истории (с. 8–15)

Английские сюиты – одно из наиболее известных и репертуарных собраний клавирной музыки И. С. Баха. Тем не менее эти баховские сочинения вызывают немало вопросов. В частности, до сих пор в музыкознании нет единого мнения о том, где и когда они были написаны. Автор статьи предлагает собственную версию хронологии событий, согласно которой замысел Английских сюит и создание музыки большей их части относятся к Кётенскому периоду (не ранее 1719-го и не позднее начала 1722 года), а завершение этого собрания как единого опуса в привычном для нас составе приходится на конец 1723 – начало 1724 года.

Ключевые слова: И. С. Бах; Английские сюиты; рукописные копии; датировка; Веймарский и Кётенский периоды.

 

Е. Вязкова (Москва). Ошибка И.С. Баха или А. Швейцера? (О роли дуэтов в «Сlavierübung III») (с. 16–23)

Статья посвящена Третьей части «Клавирных упражнений»  одному из поздних сочинений И. С. Баха, вокруг которого не прекращаются дискуссии. До сих пор не ясна причина включения в него клавирных дуэтов. Автор статьи объясняет необходимость их присутствия для воплощения единой концепции этого грандиозного циклического произведения.

Ключевые слова: И. С. Бах; «Клавирные упражнения»; дуэты; сборники пьес и циклы.

 

Век девятнадцатый

Г. Петрова (Санкт-Петербург). Камерные утра в Петришуле: полемика (по страницам Sankt-Petersburgische Zeitung, 1847–1848 гг.) (с. 24–28)

В статье рассматривается история первых публичных камерных собраний в Санкт-Петербурге, организованных скрипачом А. Вьетаном, виолончелистом И. Б. Гроссом и другими музыкантами. Анализируется репертуарная политика, позволявшая решать новые исполнительские задачи, задаваться вопросами музыкальной эстетики. Автор подчеркивает, что данные камерные собрания послужили базой для создания корпорации музыкального сообщества, не регламентированного рамками церковного календаря, нуждами Дирекции Императорских театров или салона и ориентированного исключительно на сферу музыкального искусства.

Ключевые слова: А. Вьетан; И. Б. Гросс; публичные камерные собрания; репертуар; музыкальная критика.

 

А. Сырейщикова (Москва). О русском ангажементе Берлиоза: из архивов Русского музыкального общества (с. 29–39)

Статья посвящена истории подготовки гастрольной поездки Гектора Берлиоза в Петербург в 1867 году. Приводятся и анализируются ранее неопубликованные материалы, касающиеся ангажемента Берлиоза, хранящиеся в архивах Русского музыкального общества (ЦГИА СПб). Восстанавливается хронология событий, приводятся датировка, перевод на русский язык и комментарии различных писем, телеграмм и других архивных документов. Освещается процесс составления программ петербургских концертов под управлением Берлиоза в сезоне 1867–1868 годов. Приводятся предварительный и итоговый вариант этих программ, составленных на основе переписки и архивных материалов фонда Балакирева (РНБ). В приложении впервые публикуется перевод на русский язык ранее неизвестного первого письма В. Кологривова к Берлиозу, а также ответного письма французского композитора.

Ключевые слова: Гектор Берлиоз; Русское музыкальное общество; великая княгиня Елена Павловна; Василий Кологривов; гастроли; письма; архивы.