№ 3 (73) 2016

СОДЕРЖАНИЕ

Из истории музыкального исполнительства

В. Березин (Москва). Двадцать четыре скрипки короля – «нет ничего более восхитительного или величественного!» (с. 1–13)

Двадцать четыре скрипки короля – самый известный европейский оркестр эпохи барокко. В статье систематизирована информация о его формировании, составе и предназначении, а также повседневной деятельности и условиях службы музыкантов.

Ключевые слова: Двадцать четыре скрипки; музыка французского барокко; старинные скрипки; повседневная жизнь музыкантов; история оркестровки.

 

Портрет на фоне эпохи

А. Дворницкая (Москва). Аббат Фоглер и мангеймская музыкальная традиция (с. 14–19)

Статья посвящена связи известного композитора и музыкального теоретика XVIII века Г. Й. Фоглера с музыкальной культурой Мангейма. Характеризуя особенности мангеймской музыкальной традиции (в том числе симфонизма, оперного творчества, церковной музыки), автор опирается на материал аутентичных источников (в том числе музыкальных трактатов и эпистолярного наследия). Также затрагивается дискуссионный вопрос о принадлежности Фоглера к мангеймской композиторской школе.

Ключевые слова: Г. Й. Фоглер; Мангеймская школа; предклассическая симфония; немецкая опера XVIII века.

 

Музыка и театр

И. Сусидко (Москва). «Милосердие Тита» К. В. Глюка (1752): в преддверии венских триумфов (с. 20–25)

Статья посвящена опере К. В. Глюка «Милосердие Тита», написанной в 1752 году для неаполитанского театра Сан Карло. Она стала последней работой композитора перед его переездом в Вену. Рассмотрены некоторые стилистические и композиционные особенности этого сочинения, позволяющие поставить вопрос о соотношении итальянских опер-сериа Глюка и его реформаторского наследия. Особое внимание уделено центральной партии Секста, написанной в расчете на искусство знаменитого кастрата Каффарелли. В статье сделан вывод о том, что гений композитора в рамках итальянской оперы проявлялся в первую очередь в сфере не драмы, но музыки.

Ключевые слова: предреформаторские оперы К. В. Глюка, «Милосердие Тита»; итальянская опера-сериа; П. Метастазио; глюковские заимствования.

 

Н. Пилипенко (Москва). Судьба оперного наследия Франца Шуберта (с. 26–31)

Прижизненная и посмертная судьба шубертовского оперного наследия печальна. Автор одиннадцати законченных сочинений для музыкального театра, Шуберт смог увидеть на сцене только три из них. Однако и после смерти композитора оперы оказались наименее востребованной частью его наследия. В статье рассказано об их непростом пути к слушателю и зрителю.

Ключевые слова: Франц Шуберт; опера; австрийский музыкальный театр.